В последнее десятилетие произошли существенные изменения в сфере строительной индустрии. Некогда доминирующие стеновые ЖБИ панели, сваи, фундаментные блоки и плиты перекрытия постепенно уступили пальму первенства конкурентам из монолитного бетона. Произошла постепенная переоценка ценностей, можно даже сказать - смена приоритетов. Четыре последних десятилетия двадцатого века строительство сооружений из сборного железобетона и производство изделий ЖБИ активно развивались: строились новые заводы, модернизировались старые, усовершенствовались технологии.
На какой-то момент сборный железобетон, в лице многочисленных готовых жби, практически вытеснил все другие виды конструкционных строительных материалов. Кирпич стал использоваться всё реже и реже. В основном, в частном строительстве либо при вовзедении так называемых «ЦКовских» домов по индивидуальным проектам. А мегапопулярный ныне товарный бетон в гражданском строительстве использовался лишь как сопутствующий материал, хотя при этом, бетон довольно активно применялся при возведении промышленных объектов: плотин, дамб, эстакад, мостов и т.д.
В начале 90-х в Россию подтянулись первые иностранные строители из Турции и Югославии. Можно смело сказать, что они и начали развивать наш рынок товарного бетона, да и монолитное строительство в целом. Удар пошёл по двум фронтам. Турецкие строительные фирмы начали возводить масштабные гражданские сооружения из монолитного железобетона (бетона и арматуры), а югославские специалисты помимо глобальных строек постепенно стали осваивать и частный сектор.
Образовавшаяся каста «новых русских» хотела перемен во всём. В том числе и в строительстве дач, коттеджей и т.д. А если есть спрос – сразу появляется предложение. Югославам было чего предложить нашим вмиг разбогатевшим соотечественникам. Использование товарного бетона в изготовлении ленточных фундаментов, взамен фундаментных блоков – одно из таки х предложений. Дальше больше. Монолитные плиты из бетона стали вытеснять готовые ЖБИ плиты перекрытия. Монолит - это надёжно, модно и т.д. Ни тебе швов, ни рустов. Красота.
Про неважнецкие звукоизоляционные свойства перекрытий из монолитного бетона в как-то и не упоминалось. Во главу угла ставились инновационность, прочность и даже повышенная сейсмостойкость сооружений. Можно подумать, что мы живём в сейсмоопасной зоне. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов широчайшие возможности монолитного железобетона в воплощении самых смелых архитектурных изысков. Монолиту доступно практически всё многообразие форм. Здесь железобетонные сооружения вне конкуренции. Изящность и прочность одновременно – дорогого стоят.
Монолитный дом стал критерием элитности сооружения. Это продолжалось довольно долгий период времени. Лишь в последние годы, даже бюджетное гражданское строительство стало осваивать монолитные технологии. Хотя, заводы ЖБИ до сих пор активно «пыхтят» и сворачивать производство или закрываться - явно не собираются. Для обеспечения увеличившегося спроса на бетон товарный, большинство заводов ЖБИ и комбинатов ЖБК модернизировало свои растворо-бетонные и бетоносмесительные узлы, увеличив их мощность и производительность.
Обострившийся спрос на товарный бетон потащил за собой рынок цемента и стальной арматуры. Эта неразрывная связка подвержена одинаковым всплескам и падениям потребительского спроса. Ведь, цемент выступает в роли основного сырья для производства товарного бетона и различных строительных растворов. Цемент – главный и незаменимый компонент бетона и цементного раствора. Альтернативы сопоставимой цементу по цене - качеству пока не придумали. За свою полуторавековую историю «жизни в железобетоне» цемент зарекомендовал себя как относительно недорогой и надёжный строительный материал.
То же самое можно сказать и про арматуру. Ведь бетон в отлитой железобетонной конструкции или изделии ЖБИ не живёт своей отдельной жизнью. Он всегда в союзе со строительной арматурой. Как в той присказке «Мы с Тамарой ходим парой» . У каждого своя роль в этом удивительном дуэте, именуемым - железобетоном. Бетон выступает в роли массива или опоры, воспринимающей на себя все нагрузки на сжатие. Арматура – связующее звено, каркас, скелет, как Вам будет угодно. Главная задача арматуры – не дать застывшему бетону треснуть, разорваться, разрушиться.
Вот именно поэтому так неразрывна связь в росте или падении потребительского спроса на эти строительные материалы: цемент, бетон и арматуру. Кстати сказать, эти же материалы используются и в производстве ЖБИ. По сути, монолитный железобетон и сборный железобетон, изготовленный на комбинатах ЖБК и заводах ЖБИ - тоже самое. Единственное отличие заводских изделий из железобетона – применение термической обработки (пропарки) отлитых изделий и конструкций в специальных камерах. Благодаря пропарке, изделия ЖБИ набирают за 8-10 часов до 75% проектной прочности. Бетон в обычных условиях достигает таких параметров лишь спустя 7-10 дней.
Вот и получается, что у одного материала свои преимущества, у другого – свои. У заводских изделий ЖБИ – возможность быстрого монтажа и введения в эксплуатацию. У монолитных конструкций из товарного бетона – жесткая связанность основных элементов, возможность возведения нестандартных зданий и сооружений, проведение работ в ограниченном пространстве, что особенно актуально при точечной застройке или реконструкции зданий.
А есть ли вообще это противостояние между монолитным и сборным железобетоном? Или каждый вид имеет право на существование и живёт своей жизнью, со своим рынком потребления, решая те или иные задачи более хорошо чем это получается у «конкурента». Наверное, точку в этом «споре и борьбе» поставит время. Но произойдёт это, судя по всему, не скоро.
А пока, вовсю «коптят» бетонные заводы, цемент и арматуру везут за тысячи километров. Увеличения потребления бетона и раствора спровоцировало развитие транспортной структуры. Ведь для перевозки бетонных смесей и цемента требуется специальная техника: автобетоносмесители, бетононасосы, автобетононасосы, вагоны цементовозы и автоцементовозы.
Маховик расркучен. Производство бетона, асфальтобетона, битума, ЖБИ, цемента и арматуры к 2009 году достигло небывалых масштабов. В этот бизнес вовлечены сотни тысяч рабочих рук, десятки тысяч единиц спецтехники, тысячи заводов. Лишь экономический кризис внёс свои коррективы и выступил в роли тормозящего и разрушающего фактора. Катастрофическое снижение спроса на бетон, ЖБИ, цемент и арматуру уже сделало своё черное дело. Множество предприятий, балансируя на грани рентабельности и убыточности – скорее мертвы чем живы. Как бетонный и цементный рынок выйдут из этого испытания кризисом – покажет время. А нам остаётся работать и надеяться, что – Всё будет хорошо! Компания БЭСТО.