В последнее десятилетие монолитное строительство стало одной из самых развивающихся отраслей в России. Прогрессирующий рост цен на недвижимость, позволяющий получать сверхприбыли от девелопмента, является одной из главных причин такой активизации стройиндустрии. Расширяющийся рынок требовал адекватного развития промышленности выпускающей строительные материалы для монолитного бетонирования, а так же средства для их укладки и транспортировки.
Речь прежде всего идёт о товарном бетоне, металлической арматуре, бетононасосах и сборной опалубке. Если работоспособное цементное производство нам досталось в наследство от СССР, то с производством бетона несколько сложнее. Товарный (изготовленный на заводе) бетон и монолитные технологии не пользовались большой популярностью у советских проектировщиков и строителей. В основном, предпочтение отдавалось крупнопанельному сборному железобетону и различным изделиям ЖБИ (сваи, фундаментные блоки, плиты перекрытия и т.д.). Поэтому, товарного бетона производилось мало, а бетоносмесительные узлы были лишь малозначительным "довеском" при различных комбинатах ЖБК и заводах ЖБИ.
В СССР монолитные технологии были прерогативой глобальных "строек пятилетки": плотины, ГЭС, дамбы и прочие масштабные объекты, которые нельзя было воздвигнуть из сборного железобетона. Вот там более полувека применялись и бетононасосы, и "рукотворные" опалубки, и товарный бетон, и арматура. Гражданское строительство и монолит - практически не пересекались.
Лишь к середине 90-х годов Россия "распробовала" монолит. Бетонирование стало применяться как в гражданском строительстве, так и в частном. У монолитного бетона, а вернее - у железобетона, ведь практически в любой бетонной конструкции присутствует стальная арматура, достаточно преимуществ перед своим главным собратом - сборным железобетоном. Тут тебе и целостность всей конструкции, и равномерная усадка здания, и возможность создания нестандартных архитектурных форм.
Благо, что современная промышленность предлагает монолитчикам практически любые виды сборной опалубки, позволяющей создавать уникальные формы из бетона и арматуры. Автобетононасос и стационарный бетононасос, предназначенные для подачи (транспортировки) бетона на высоту, непосредственно в опалубку, позволяют производить монолитные работы в достаточно стестнённых условиях. Что особенно актуально при реконструкции старых зданий и ставшей популярной точечной застройке.
Чем же так хорош монолитный железобетон, захвативший львиную долю строительного рынка. В первую очередь давайте определимся с термином. Железобетон - уникальный строительный тандем из двух основных компонентов: бетона и арматуры. Монолитный железобетон отличается от сборного лишь тем, что он изготавливается из бетона и арматуры непосредственно на стройке, при помощи бетононасоса и специальной формы-опалубки. Сборный железобетон и многочисленные изделия ЖБИ производятся на специализированных заводах и комбинатах ЖБК, и поставляются на стройку в виде готовых элементов. Из которых и производится монтаж "коробки" здания.
Опалубка может быть как съемной, так и несъемной. Съемная опалубка более технологична. Она отличается гарантированной точностью и ровностью отливаемых в неё деталей. При правильной её установке и грамотной заливке бетона (с вибрированием), после распалубки Вы получаете поверхности стен и потолков полностью готовые под финишную обработку. Подобное качество работ недостижимо при самодельном изготовлении опалубки из фанеры, брусовых стоек и прочей "самодеятельности".
Как же происходит процесс бетонирования "с нуля здания". Разрабатывается котлован, либо площадка под фундаментную плиту. Устраивается подушка. В некоторых случаях укладывается нижний контур утепления из экструдированного пенополистирола. Из низкомарочного бетона отливается бетонная подготовка. В основном используются низкие марки бетона м-100 или м-150.
Далее, на этой подготовленной площадке монтируется каркас из арматуры. В разных случаях арматура либо вяжется проволокой, либо варится электросваркой. Электросварку возможно применять лишь при использовании специальных классов арматуры с индексом С в конце. Например: арматура а500с или а400с. Далее, устанавливается сборная опалубка.
Бетонирование производится с помощью бетононасоса. На сегодняшний день, бетононасос - наиболее технологичное решение для бетонирования. Применяемые раньше башенные краны и бетон-бадьи - сейчас практически не используются, а разгрузка по лоткам в котлован нарушает целостность бетонной смеси. При такой выгрузке, бетон расслаивается и теряет свою однородность, что отрицательно сказывается на его качестве. Подробней про основные характеристики и свойства бетона, Вы можете почитать в нашей статье про состав бетона и основные параметры бетонной смеси.
Наиболее интересен для частного застройщика - автобетононасос. Основное его отличие - полная автономность и максимальная мобильность передвижения на объекте. Без особых временных затрат на установку и подготовку к работе, автобетононасос способен по своей стреле-манипулятору подавать бетон в самые удалённые точки опалубки. Причём, это делается без ударных нагрузок на опалубку и каркас из арматуры. Возможен любой темп подачи, что особенно актуально при бетонировании узких опалубок стен и нашпигованных арматурой колонн. При высотном строительстве чаще используются стационарные бетононасосы. Это рекордсмены по высоте и дальности подачи бетона. Отдельные образцы способны поднимать бетонную смесь на высоту более двухсот метров. При современной многоэтажности - это как нельзя актуально.
Стены и перекрытия бетонируются таким же образом. Меняется конфигурация и тип опалубки, а принципы те же самые. Сначала - каркас; затем - бетон, укладываемый бетононасосом; распалубка; и как результат - готовые под финишную отделку стены и потолки. Тем, кто самостоятельно делал ремонт в панельных домах наверное до боли знакомы разнобокие стены, падающие и гуляющие волнами от панели к панели; русты и плавающая высота потолков: в одной комнате +-5 сантиметров - нормальное явление; многочисленные щели в стыках деталей, и так далее, тому подобное. Преимущества здесь явно у монолита, а значит - за ним будущее. На благо его и нацелена деятельность Компании BESTO.