Стандарт на китайский цемент
По китайским стандартам выпускаемый цемент подразделяется на несколько марок: P.O и P.II – это портландцемент с минеральными добавками, и P.I – бездобавочный. Класс прочности: 32.5, 42.5, 52.5. Требования стандартов в Китае и в России несколько разнятся, поэтому реально наиболее распространенный китайский цемент P.O 42.5 соответствует российской марке ПЦ400Д20, хотя и может продаваться у нас как ПЦ500Д0. Еще есть быстротвердеющие цементы, которые имеют в маркировке букву R.Стандарт на турецкий цемент
Турецкий стандарт соответствует новому российскому ГОСТу 30515, а точнее, наоборот, ГОСТ 30515 был принят, чтобы соответствовать европейским требованиям. Из числа специальных в Турции производятся (и поставляются в Россию) быстротвердеющий, высокомарочный и белый цементы.Многие китайские и турецкие заводы производят продукцию по более эффективному «сухому» способу, тогда как в нашей стране на него перешли лишь несколько производителей. В этом одна из причин дешевизны импортного цемента.
Основной канал доставки китайского цемента в нашу страну - морским путем до Владивостока или Находки, а далее по территории России железной дорогой. Около четверти от общего объема китайской продукции приезжает по железной дороге через Монголию и Казахстан. Также возможен морской путь в порт Санкт-Петербурга. Китайские производители тарируют продукцию в полипропиленовые биг-бэги на 1-2 тонны или, реже, в бумажные мешки по 50 кг с полиэтиленовым вкладышем для защиты от влаги. Наш отечественный цемент в мешках без полиэтиленового вкладыша на такие дальние поездки конечно не рассчитан. Он набирает влагу и начинает превращаться в цементный камень.
Теоретически биг-бэги и мешки влагонепроницаемы, но после нескольких перегрузок какая-то их часть неизбежно порвется. Полное время в пути до центральных областей России составляет не менее 30-40 дней, а при проблемах с перегрузкой и железнодорожной отправкой легко может увеличиться вдвое-втрое. В результате до станции назначения цемент придет уже частично скомковавшимся.
После этого продукт попадает на мельницу, где снова размалывается в порошок, тарируется в безымянные мешки с гордой надписью М400 или портландцемент М500 и поступает на наши строительные рынки. Разумеется, это худший сценарий и все может быть по-другому, когда вяжущее добирается до базы импортера без значительной потери своих свойств.
Турецкий цемент попадает в Россию через порты черноморского побережья (Новороссийск, Азов, Ростов и другие). Тарирован он подобно китайскому — биг-бэги или мешки в вакуумной упаковке на специальных поддонах. Перегрузке и транспортировке турецкого портландцемента присущи те же проблемы, что в случае китайского, с той разницей, что расстояние до Центральной России здесь в несколько раз меньше. Отмечают, что таможня и операторы ж/д перевозок на юге России более вменяемы, чем их дальневосточные коллеги. Это означает, что время ожидания погрузки-разгрузки здесь меньше, т.е. в конечном итоге продукция доходит до потребителя быстрее. Большое количество продукции отгружается в автоцементовозы. Доставка цемента цементовозами актуальна в основном для предприятий расположенных на Черноморском побережье России.
Хорошо, когда импортный цемент продает крупное предприятие ЖБИ, которое импортирует его для собственных нужд, а продает излишки. В этом случае можно быть уверенным, что именно данный портландцемент прошел испытания и скорее всего был отобран по результатам испытаний среди продукции нескольких предприятий.
Так же хорошо, когда импортный цемент продается в оригинальной упаковке (больше относится к турецкой продукции в мешках). Не очень хорошо, когда продукция предлагается по цене на 10-20 % ниже рыночной. Можно нарваться даже на прошлогодний портландцемент, заново размолотый и перефасованный. Активность такого вяжущего довольно низка, и как следствие, - его марка значительно ниже чем у аналогичного свежеизготовленного портландцемента.