Начиная с 90-х гг. 20 века сухие строительные смеси - ССС стали активно заполнять пустующую доселе нишу строительного рынка. По сути, все предыдущие годы отечественным строителям приходилось довольствоваться готовыми цементными растворами, производимыми на бетоно-смесительных узлах и бетонных заводах. Использование готовых растворов не всегда удобно, да и не всегда применимо. А вот замешивание небольшого количества сухой смеси на объекте подходит практически для любого вида строительных работ. Строители и отделочники довольно быстро "распробовали" готовые сухие смеси, и спрос на них начал расти как на дрожжах.
Это подтверждается увеличением их выпуска и потребления. В прошедшем году потребление ССС выросло до 3 000 000 т (включая импорт), а выпуск достиг 2 500 000 т. Соотношение импортных и отечественных ССС на рынке изменилось в пользу отечественных. До 1998 г. основную часть составляла импортная продукция, а начиная с 1999 г. Поставки сухих строительных смесей по импорту сократились в несколько раз, так как за последнее десятилетие число отечественных производителей ССС выросло с 10 - 15 производителей до 230. Особенно за последние 3 года. Запущены новые мощности, прочно завоевавшие рынок: фирмы "Максит", "Атлас", "Хенкель", вводятся мощности европейской фирмы "Сэн Гобен Вебер" и концерна "Мапеи". Ассортимент производимых смесей не может не радовать. Многочисленные штукатурные составы, сухие смеси для стяжки и наливные полы, клеи, шпатлевки и многое-многое другое.
Темпы объемов выпуска (2000 - 2004 гг.) возрастали в среднем на 50 % в год. В дальнейшем наблюдался некоторый спад темпов прироста выпуска ССС, одновременно возрастало число производителей. Поэтому конкуренция между ними значительно выросла. Следует ожидать, что для увеличения продаж в условиях жесткой конкуренции, производители сухих строительных смесей пойдут на снижение цен малорентабельной продукции, а также на изменение ассортимента в сторону менее дорогих ССС (изготовленных по более простым рецептурам с минимальным количеством добавок). Первый вариант является тупиковый, так как будут потеряны позиции на рынке ССС, а во втором варианте за счет снижения качества продукции, будет нанесен удар по имиджу предприятия, который позже поправить будет трудно.
Анализ рынков ССС Москвы и Санкт-Петербурга за последнее 10-ть лет показывает, что не всегда предпочтения покупателей определяются их финансовыми возможностями, скорое историей формирования ранка. Например, средняя цена сухих смесей в Москве на уровне 140 руб. за 25 кг, а в Санкт-Петербурге - 200 руб. за 25 кг. Это не говорит о том, что покупательная способность москвичей ниже. Скорее это объясняется тем, что в Москве начиная с середины 90-х гг., рынок был насыщен ССС на цементной основе, которые не содержали модификаторов, а с появившимися позже дорогими смесями импортного производства отечественные производители были вынуждены конкурировать, ставя во главу угла более низкую цену. Кстати сказать, до сих пор самой популярной продукцией у мелких московских и подмосковных производителей является так называемая "гарцовка" - примитивная сухая смесь из песка и цемента. У строителей Санкт-Петербурга планка сразу была значительно выше, так как там сразу начали применять высококачественные смеси импортного производства.
Сложившиеся предпочтения поменять быстро не удастся, но постепенный перевод рынка в сегмент более дешевой продукции возможен. Если производители выберут не только этот путь, но также будут увеличивать выход продукции целевого назначения (смеси для проникающей гидроизоляции, реставрационные штукатурные смеси или выпуск конкретной продукции будет обусловлен ценовыми предложениями одинаковых видов материалов для определенных покупателей), то это принесет больший доход от продаж. Поэтому очень важна информация о сегментах рынка и потребность в ней будет расти. Сейчас покупатели делятся на 3 основные сегмента (строительные организации, бригады и частные мастера, частные лица). Оценивая эти сегменты по видам производимых ими работ, то есть с их специализацией, можно сделать вывод, что сегменты разных городов и регионов отличаются между собой, поэтому следует изучить географический фактор. Возможны и другие направления анализа сегментов рынка. Имея информацию о них, можно спрогнозировать конкурентное преимущество, и это будет более объективная информация, чем анализ конкуренции цен.