Раскрученный было маховик потребительского спроса на металлопрокат в целом и на строительную арматуру в частности, начало «подтормаживать» ещё задолго до кризиса. Многие наверное помнят лавинное падение цены на арматуру случившееся почти два года назад, когда цена на многие виды металлопроката упала практически в два раза. Мечел, тра-та-та. Это было скорее политическое решение, передел собственности, или ещё что. Назовите как хотите, но для конечного потребителя это вряд ли имело какое-либо значение. Политика это, или что ещё, а покупателю куда важней сама арматура, её цена и конечно надлежащее качество, соответствующее заявленным характеристикам и параметрам. Цена арматуры, наверное, - самый ключевой момент. Постепенно, прайс на арматуру подрос, но тут грянул кризис. Как говорят представители наших дорожных служб – «в декабре неожиданно выпал снег».
Вот весьма любопытные графики взлетов и падений цены арматуры за минувший год и цены на цемент с 2006 по 2009 год.
С приходом экономического кризиса маховик стало ещё больше подклинивать. Тормозящие факторы стали преобладать над инерцией, полученной в годы расцвета рынка потребления арматуры и металлопроката. Что же собственно произошло с рынком строительной арматуры. Давайте попробуем разобраться.
Арматура - рынок потребления
Начнём с главного. Кто же основные потребители строительной арматуры:
- Многочисленные заводы ЖБИ, комбинаты ЖБК и аналогичные предприятия, выпускающие сборный железобетон и товарный бетон. Это львиная доля рынка потребления арматуры.
- Крупные компании, ведущие монолитное строительство. В конструкциях из монолитного железобетона, в качестве основных компонентов используются бетон и арматура.
- Частные застройщики, приобретающие арматуру для своих нужд. На первый взгляд кажется ,что это несущественная часть потребительского рынка металлопроката, но это не так. Частники тоже активно "льют" бетон, и поверьте – "льют" довольно много. Эпоха возведения фундаментов из готовых фундаментных блоков ФБС постепенно сошла на нет. Не сдают своих бастионов лишь плиты перекрытия и плиты дорожные. Но фундаменты и стены подвалов практически на всех объектах - это монолитный бетон. Строительный отдел BESTO практически не использует ЖБИ фундаментные блоки и плиты перекрытия. Мы предпочитаем монолитные фундаменты и перекрытия. Ну, не суть. А суть в том, что спрос на бетон, всегда привязан к спросу на арматуру. Где бетон там и арматура строительная. Прям как Ленин и Партия.
Что же такое стряслось, что столь обширный рынок в одночасье стал угасать. Почему вдруг стал никому не нужен цемент , который в последние годы каждое лето был в страшном дефиците. А просто напросто произошёл общий сбой в системе. Надуваемые девелоперами цены на недвижимость как эхо в горах разрастались отражениями всё больше и больше. Но если очень громко орать, может произойти обвал. Собственно, он и произошёл. Рынок недвижимости замер и якобы стал падать. Чему кстати активно помогают наши СМИ. Не иначе как чей-то заказ. Кто-то снова хочет поделить и подобрать, всё что плохо лежит и дёшево стоит сегодня, а завтра… А завтра всё снова отрастёт. Поменяются фамилии олигархов, мы узнаем других людей, услышим, возможно, другие слова, но суть не поменяется. Ну да не важно. Отвлеклись.
Арматура, подводя итоги
Подведём итоги. Что же с нашей арматурой. А с ней болезной вот что. Как мы с Вами выяснили: рынок недвижимости – скорее мёртв чем жив. Значит, девелоперы больше не получают сверхприбыли, а если они их не получают, то и строить никому не интересно. Лохотрон работает, когда есть посторонние участники, несущие деньги. А когда их нет – не будут же лохотронщики играть со своими подставными завлекающими игроками. Вернее, - будут, но не долго. Для этого нужны средства, а их нет, а есть долги, большие долги. И их надо отдавать.
Стройка встала. Не совсем конечно, но большинство глобальных проектов заморожено до новых хозяев и лучших времён. А если стройка встала, то встало и потребление арматуры, ЖБИ, бетона и цемента. На сегодняшний день, спрос на бетон и цемент существенно упал. Аналогично в ауте и строительная арматура и цены на неё. В первом квартале 2009 года потребление российского рынка горячекатаной арматуры почти на 45% ниже чем было в аналогичном периоде прошлого года. Что будет дальше - покажет время. А пока всё идёт так, как идёт. Нам же остаётся только надеяться на хорошее, работать и ждать. Что собственно и делает коллектив Группы BESTO. Наши цены на арматуру >>>