Цементовоз, а вернее - автоцементовоз - специальный автомобиль с полуприцепом цистерной, для доставки цемента. Таким образом доставляется навальный цемент - нетарированный (не в мешках, рассыпной). Чаще всего, цемент в таком виде (навал) поставляется на заводы ЖБИ, ЖБК и бетонные узлы БСУ, РБУ. Так же, цементовозы применяются для перевозки минерального порошка.
Как правило, автоцементовозы используются для поставки сырья на предприятия, лишённые возможности получать цемент и минеральный порошок по железной дороге. Естественно, это более дорогой вид перевозки, но в данной ситуации, цементовоз - единственный способ доставки. Полезная перевозимая масса - до 40 тонн, а иногда и больше, но тут скорее не техническое ограничение, а весовые лимиты со стороны ГИБДД. В соответствии с правилами, максимально разрешённая масса автопоезда (брутто) - 38 тонн, из них около 14 тонн - это собственная масса (нетто) сцепки тягач - цистрена цементовоз. Итого, правилами разрешено перевозить всего 24 тонны. Пропуска, разрешающие производить перевозку болшего тоннажа - малодоступны для большинства автоперевозчиков. Это касается не только цементовозов, а и бетоносмесителей, бортовых а/м и т.д.
Как же происходит загрузка и транспортировка. Из цементного накопителя (емкости, элеватора) через специальный рукав осуществляется закачка цемента или минерального порошка в полуприцеп цистерну автоцементовоза. Причём, цемент и минеральный порошок загружаются самотёком. Далее, цементовоз переезжает на объект разгрузки. С помощью специального шланга (d=100мм), разгрузочный кран цистерны цементовоза присоединяется к приёмному патрубку емкости, на объекте разгрузки. Как правило - это цементный силос, или иная тара, в которой будет храниться цемент, предназначенный для производства бетона или ЖБИ. Водитель цементовоза, специальным компрессором накачивает воздух, чтобы создать давление в полости цистерны (около 2 атм.) Далее, открывается кран на принимающем силосе, затем - на цементовозе, и начинается перекачка цемента, за счёт постоянного нагнетания воздуха компрессором, в цистерну автоцементовоза.
Компрессоры у автоцементовозов бывают дизельными и электрическими. Работа дизельного компрессора цементовоза - полностью автономна. Что не скажешь об компрессорах электрических. Мощность такого электрокомпрессора - редко бывает меньше 10 кВт 3-фазного напряжения. Обычно, современные компрессоры у цементовозов имеют электродвигатели с мощностью 22 кВт. Разгрузка цементовоза с подобным компрессором - зачастую проблематична:
- Несовпадение вилок-розеток на цементовозе и на щитке электропитания в пункте разгрузки.
- Недостаточная мощность питающей сети на объекте разгрузки.
- Несовпадение порядка фаз.
- Разные варианты подключения нулевого проводника и заземления.
Для подобных (новых) объектов наша компания использует цементовозы с автономным дизель-компрессором. На серьёзных заводах ЖБИ и крупных бетонных узлах у нас работают автоцементовозы с электрокомпрессорами.
Полезные ссылки по доставке, продаже, цемента.